Философия

Тевзадзе Г. Кант и Фихте в "Фаусте" Гёте. - Тбилиси: Мецниереба - 2002 - 24 стр. - Библ. 49 - на немецком и грузинском языках

В исследовании, в виде параллельных, немецко-грузинских текстов, анализируется II акт из II части "Фауста" Гёте, где Мефистофель, облаченный в шубу Фауста беседует с новоиспеченным Бакалавром (застенчивым учеником в первой части "Фауста"). Полагали, что прототипом Бакалавра был И.Г. Фихте. Гёте категорически отрицал правомерность такого допущения.

На основе детального анализа культурной и социальной обстановки Германии конца XVIII века, показывается, что в вышеуказанном диалоге следует различить два уровня: на верхнем уровне продолжается беседа из первой части "Фауста" между учеником и Мефистофелем (которого ученик, и на этот раз, принимает за Фауста), а на втором, более глубинном уровне - И. Кант - учитель Фихте, представляется, Мефистофелем, который и на этот раз, выдает себя за Фауста. Гёте хорошо знал работы этих философов, а также историю их взаимоотношений.

Показывается, что слова: "после многих лун и порядка солнц" получают смысл лишь в соотношении с работой Фихте - "Апелляция к публике" (1799). Отсутствие этого было причиной непонимания этой сцены как переводчиками Гёте, так и комментаторами; напр. у англичан - Б. Тейлор - 1879, А. Суонвик - 1900, А.А. Копф - 1941, Д. Луке - 1994; у русских: Б. Пастернак; у грузин Д. Ониашвили - 1932.

Представлена причина несогласия Гете рассматривать прототипом Бакалавра И.Г. Фихте.

 

Содержание